И.В. Белова

Директор МАОУ «СШ №51»

 Инклюзивное образование: проблемы и перспективы

В 2005 году весной  Хабаровская общественная организация родителей детей – инвалидов «Ариди»  совместно с Всероссийским обществом инвалидов «Перспектива» проводила семинар по инклюзивному образованию,  на котором я присутствовала, как директор муниципальной школы.   Содержание семинара весьма впечатлило.  В нашей школе я нашла единомышленников по желанию реализовать инклюзивное образование, и летом был написан проект инклюзивного образования  «Кайлас». Целью проекта было создание и апробация модели инклюзивного класса.  Начальник управления образования города Хабаровска дала добро на реализацию проекта без материальной поддержки.

В тот момент нам было этого достаточно. У нас были общедоступные сведения из интернета об инклюзии и горячее желание творить добро для особых детей. Тогда их называли «дети с особыми образовательными потребностями».

Мы осознавали стоящие перед нами задачи и формулировали на тот момент их так:

1. Работа по преодолению негативных стереотипов об инвалидах у окружающего социума в лице сверстников и их родителей.

2. Обучение педагогов технологиям образования детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе.

3. Построение безбарьерной среды в  школе: пандус, переоборудование туалета для колясочников, устройство поручней в коридорах для незрячих, переоборудование столовой.

4. Приобретение особых образовательных средств для удовлетворения особых образовательных потребностей детей – инвалидов в общеобразовательной школе: учебные пособия по Брайлю, развивающие игры, оборудование для тренажёрного зала.

5.  Включение в  штатное расписание должностей для обслуживания детей – инвалидов.

6. Разработка предложений по нормативной базе  обучения детей - инвалидов с особыми образовательными потребностями и обращение в краевую думу  о принятии соответствующих законов.

7. Формирование адекватного отношения к детям с особыми образовательными потребностями в школьном сообществе путём проведения уроков доброты с типичными детьми, работы с родителями.

К первому сентября мы сформировали первый класс на базе класса ЗПР, где вместе с пятью детьми с пограничной задержкой психического развития и нормой были интегрированы: два ребёнка с аутизмом, слабослышащий ребёнок, два ребёнка с умственной отсталостью.

В этот год у нас были одни проблемы, без видимых перспектив.

Мы не смогли справиться с ребёнком с РДА второй группы, но довольно успешно обучалась девочка с РДА четвёртой группы.  Тогда мы не знали, что инклюзия для  ребёнка со второй группой РДА  вообще не рекомендована и весьма болезненно переживали неудачу.  Мальчики –братья с тотальным недоразвитием обучались с трудом, но программу восьмого вида усваивали. Слабослышащий ребёнок в условиях малого класса, сопровождением логопеда обучался успешно. Остальные дети тоже осваивали знания.

Проведя  анализ за первый год обучения далёкого 2005-2006 года, проблемы инклюзивного образования мы представляли следующим образом:

1. Отсутствие системного подхода в работе с детьми с особыми образовательными потребностями:

2. Малая информативность формулировки диагноза с точки зрения патогенеза, коррекции и прогноза.  Какую информацию для педагога может нести запись в карточке: «Минимальная мозговая дисфункция». Педагог не научен, что с этим делать.

3.  Недостаточная общая психологическая грамотность педагогов школы.

4. Даже если в школе грамотные педагог и психолог, результат коррекции может быть не достигнут из-за  психологической неграмотности и некомпетентности родителей, которые не смогут правильно выполнить рекомендации специалистов.

5. Низкая социальная защищённость детей, о которой сейчас говорят на уровне правительства.

6. Несовершенство нормативно-правовой базы;

7. Недостаточное использование в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями инновационных методик.

Уже в то время мы ясно осознавали, что инклюзия возможна при следующих условиях:

  1. наличие толерантной среды для принятия особых детей;
  2. наличие мотивированного педагога;
  3. наличие заинтересованных в успехах ребёнка с ОВЗ родителей, способных на жертвы в личном времени, личной жизни ради ребёнка.
  4. Наличие рабочих мест для детей с ОВЗ.

На протяжении следующих одиннадцати лет мы решали эти проблемы, путём проб и ошибок.

Весьма скептически относилась к нашей деятельности кафедра дефектологии Хабаровского Дальневосточного государственного гуманитарного университета.  У них были знания,  двухсотлетний опыт русской дефектологии, у нас только горячее желание работать и помогать детям. Жалко, что тогда кафедра не пожелала стать ресурсным центром для нас.

Это сейчас наша школа принимает студентовХабаровского Дальневосточного государственного гуманитарного университета для практических занятий по психолого-медико-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, студенты дефектологического отделения являются волонтёрами для  этих детей. В то время помощь была специфической. Профессор кафедры задала мне вопрос: « Чем интеграция отличается от инклюзии?» Я целую статью посвятила этому исследованию. Но   это тоже можно было принять, как помощь.

Проблемы  решались постепенно. После обучения педагогов остроту потеряли вторая, третья и седьмая  проблемы. Совершенствовалась нормативная база. Появились ясные перспективы. Так как мы практиковали раннее инклюзивное образование на доступном нам уровне, в 2014 году Министерство образования Хабаровского края присвоило школе статус Региональной пилотной площадки РППСФГОСпо апробации федеральных государственных стандартов для детей с ОВЗ.

Теперь педагоги школы обучены, мы имеем необходимую материальную базу для реализации ФГОС для  детей с ОВЗ. Благодаря материальной базе повышается мотивация педагогов.  Приводится в соответствие нормативная база инклюзивного образования.  Дети из экспериментального класса проекта «Кайлас»  успешны в социальном плане, братья обучаются в ПТУ, слабослышащий ребёнок близок к получению аттестата особого образца,  девочка с РДА переведена на домашнее обучение из – за регресса болезни. Остальные дети учатся в 11 классе, но итоговую аттестацию будут проходить в щадящей форме. Мы продолжаем нарабатывать опыт, чтобы передавать его педагогам других школ и уже проводим обучение коллег.  Учимся сами и учим учителей Хабаровского края.   Перспективы  стали ясными.  Другого не дано - дорогу осилит идущий.

Лента новостей

Управление образования администрации города Хабаровска информирует, что Министерством образования и науки РФ в рамках реализации подпрограммы «Повышение престижа профессии педагога»...
ПЛАН работы МАОУ «СШ № 51» в период летних каникул 2017 года 1смена...
Расчет стоимости путевки в период летних каникул 2017 года...
Методические рекомендации...

Юбилей.

13.05.2017
Нашей школе в этом году исполнилось 65лет. В праздничном мероприятии приняли участие учителя школы, которые работают в школе сейчас и...