I. Информационный раздел.

1. Тема «Психолого-медико-социальное сопровождение учащихся в общеобразовательном учреждении».

2. Сведения об авторе опыта:

1. Ф. И. О.                   Белова Ирина Валентина

2. Год рождения           1959

3. Домашний адрес     680028 город Хабаровск, улица Запарина, дом 104 кв.16

4. Учебное заведение, которое закончил специалист, дата окончания

Хабаровский государственный педагогический  институт

5. Специальность по диплому        физика и математика

6. Территория, образовательное учреждение, должность      город Хабаровск, МОУ СОШ № 51, директор

7. Звания, награды: член корреспондент Международной Академии Общественных  Наук

8.Результаты аттестации   высшая квалификационная категория

9. Участие в профессиональных конкурсах:

Победитель IV Всероссийского конкурса деловых женщин в номинации «Лучшая представительница деловых женщин России в области образования» - 2008 год

10. Стаж педагогической работы: 25 лет

11. Стаж работы в данной должности: 8 лет         

12. Обобщался ли ранее опыт, на каком уровне, по какой проблеме (теме) нет

13. Дата внесения опыта в районную (городскую) базу данных

14. Имеются ли публикации (выходные данные)

1. ХК ИППК ПК

И.В. Белова, П.П. Миненко, О.Б. Нестеренко «Школа здоровья и толерантности». Хабаровск, 2005 г.

2. ПК ИППК ПК

Физическая культура и здоровье детей и подростков

Опыт, проблемы, перспективы. Хабаровск, 2005 г.

Белова И.В. Модернизация образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий.

1.ХК ИППК ПК

П.П.Миненко, Л.З. Запёка,  Е.С. Ходжер

«Школа – территория здоровья»

Рецензенты: Л.М. Житникова, О.Б. Нестеренко, И.В. Белова

Хабаровск, 2006

Министерство образования Хабаровского края, Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Краевой научно-методический журнал

«Управление в образовании»

Статья «Школа-территория здоровья»: инновационный подход к управлению

Авторы: Миненко П.П., Белова И.В.

(рубрика - Коллекция опыта)

Хабаровск 2008

Белова И.В. «Портфолио, как инструмент оценки развития детей с особыми образовательными потребностями» (в сборнике «Теория и практика общего и специального образования: сборник научных статей по материалам 54 научной конференции ДВГГУ, выпуск 7. /Под общей редакцией С. В. Чебарыковой. – Хабаровск: Изд-во «Апекс», 2008,

.

15. Увлечения

Активный отдых: велосипедные прогулки, роликовые коньки, горные лыжи, сноуборд.

3. Сведения о том, какими материалами представлен опыт -  карточка-информатор, описание опыта, приложения:

Опыт представлен в работах:

3.1 ХК ИППК ПК

И.В. Белова, П.П. Миненко, О.Б. Нестеренко «Школа здоровья и толерантности». Хабаровск, 2005 г. – организация и проведение мониторинга здоровьесберегающего образования в современной школе

 

3.2 Министерство образования Хабаровского края, Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Краевой научно-методический журнал

«Управление в образовании»

Статья «Школа-территория здоровья»: инновационный подход к управлению

Авторы: Миненко П.П., Белова И.В.

(рубрика - Коллекция опыта) – система управления, представляющая целостную совокупность профессиональных, материальных, информационно-правовых, технических, медицинских и других взаимосвязанных компонентов.

 

4. Степень новизны опыта: усовершенствование.

5. Способ получения нового: научно-исследовательская деятельность.

6. Содержательно-целевая направленность опыта здоровьесберегающие технологии.

7. Длительность функционирования опыта: 6  лет.

II. Технологический раздел.

1. Актуальность, научно-теоретическое обоснование опыта.

2. Средства реализации актуальных задач и их педагогическая целесообразность (значение):

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков. По данным  НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодёжи: около 90% детей школьного возраста имеют отклонения физического и психического здоровья. Отмечается тенденция к росту заболеваемости, таких как ожирение, плоскостопие, нервно-психических расстройств и аллергических заболеваний. Увеличивается процент хронических заболеваний у детей и подростков (до 60 – 70 %): уменьшается первая группа здоровья, наблюдается увеличение врождённых и приобретённых заболеваний у новорождённых, увеличивается количество учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья к моменту окончания школы.

Существующая система образования направлена не на сохранение и улучшение состояния здоровья учащихся, а на его ухудшение. Современная  школа становится «Школой болезней». По статистике 80 – 85 % детей школьного возраста имеют плохое здоровье, 85 % учителей имеют хронические заболевания. (Э.М. Казин с соавторами, 2000г.)

Анализ работ профессора медицинских наук С.В. Попова  показывает, что если уровень здоровья взять за 100 %, то 20 % здоровья зависит от наследственности, 20 % от окружающей среды, 10 % от медицины, 50 % здоровья от самого себя. Следовательно, проблема здоровья и нездоровья людей во многом заложены в самом человеке. Здоровье – категория резервов жизни, жизнеспособности человека как целостного существа. В этом и суть проблемы.

Здоровье либо укрепляется, либо утрачивается в процессе воспитания ребёнка в семье и школе. «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (академик Н.И. Амосов).

Здоровье представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию. Ввиду этого составляющими аспектами здоровья, приоритетными элементами являются: телесное (соматическое, физиологическое), душевное (психическое) и социальное благополучие.

Ребёнок – барометр, реагирующий на любые изменения, происходящие во взрослой жизни. Нестабильность жизни, разрушение привычных устоев и нравственных ориентиров порождают беспринципность, безнравственность, криминализацию молодёжи.

В результате социально – экономических катаклизмов, разделявших общество на богатых и бедных, обесценились и извратились такие категории как труд, милосердие, взаимопомощь, истина, добро. Подобное состояние в страхе особенно пагубно сказывается на подрастающем поколении в связи с

его физической, умственной и нравственной незрелостью. Резко возросло число детей, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, психическими расстройствами.

Увеличение распространённости среди школьников курения, употребления алкоголя и наркотиков свидетельствует о низком уровне гигиенических знаний, слабости воспитания детей и подростков. Следует отметить то, что современная массовая школа стала «школой болезней», школой, подрывающей здоровье детей. Следуя за техническим прогрессом, школа продолжает наращивать объём и интенсивность информации, полиграфическое оформление учебников, их количество резко увеличивают число больных учеников. К этому же ведёт и несоответствие мебели и оборудования в школьных помещениях, отсутствие организации учебно-воспитательной работы с детьми, имеющими различные отклонения в состоянии здоровья.

В связи с этим стала насущной проблема восстановления статуса образовательных учреждений, призванных растить физически и психически здоровых граждан, формировать у учащихся потребность в хорошем здоровье, учить ответственно относиться не только к собственному здоровью, но и к здоровью других людей, а также и сохранению среды обитания. Ввиду этого  одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования  должно стать сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни.

Педагогический коллектив в 2003 году осознал необходимость пересмотра существующей программы развития и разработки новой программы, отвечающей концепции модернизации образования, в которой главным аспектом станет здоровье детей, его  укрепление и сохранение. Нами были исследованы показатели психофизического развития учащихся, показатели школьной дезадаптации, проведён социальный срез учащихся, изучены показатели физического здоровья детей и их зависимость с успеваемостью.

Анализ уровня психофизического развития учащихся МОУ СОШ №51 за период с 1999 г. по 2001 г. выявил следующие показатели:

 

Уровень психофизического развития учащихся школы.

 

Учебный год

Общее количество учащихся

Из них с задержкой психического развития

1999 – 2000

737 чел.

79 чел. (10,7%)

2000 – 2001

668 чел.

78 чел. (11,3%)

2001 – 2002

630 чел.

77 чел. (12,2%)

 

Данные таблицы указывают, что при уменьшении количества обучающихся процент детей с задержкой психического развития увеличивается.

По результатам исследования школьного психолога за 1999-2002 учебные годы особую тревогу вызывает школьная дезадаптация учащихся. Невротические симптомы имеют около 27 %  учащихся (повышенная тревожность, утомляемость, раздражительность, снижение настроения, школьные страхи).

Девиантное поведение наблюдается приблизительно у 15 % учащихся (пропуски уроков, неадекватные реакции и т.д.).

Проводимый нами социальный срез среди детей из неблагополучных семей за данный период показал следующий результат:

- количество неблагоприятных семей растёт из года в год, составляет до 20        % (из числа злоупотребляющих спиртными напитками, не работающих родителей, не занимающихся должным образом воспитанием детей).

Изучение уровня заболеваемости учащихся за период с 1999 по 2001 гг. свидетельствало об ухудшении показателей здоровья:

  • острота зрения снизилась в 1,3 раза;
  • увеличилась заболеваемость органов дыхания и желудочно-кишечного тракта в 1,9 и 1,6 раза соответственно;
  • ухудшилась осанка– в 1,2 раза.
  • снизился иммунитет, что привело к повышению инфекционных заболеваний (ОРВИ и грипп) в 1,9 раза.

Рост числа учащихся с нарушением осанки и ухудшением зрения связан с кабинетной системой обучения (в несоответствии стула и стола ученика, неправильной рабочей позой), недостаточной освещённостью в классе, увеличением зрительных нагрузок, гиподинамией.

Педагогический коллектив отметил, что существует чёткая зависимость между успеваемостью школьников (на 4 и 5 баллов) и общей заболеваемостью: в периоды увеличения заболеваемости отмечается снижение успеваемости.

 

 

 

Рис. 1  Взаимосвязь заболеваемости и успеваемости учащихся школы.

 

Проблема исследования: проблема исследования состоит в объективной необходимости психолого-медико-социального сопровождения учащихся в условиях модернизации учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения.

Рабочая гипотеза исследования: предполагалось, что внедрение ПМС сопровождения УВП позволит повысить активность работы по формированию у обучающихся устойчивой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в общеобра-зовательном учреждении.

Предмет исследования: модернизация  процесса обучения и воспитания на основе ПМС сопровождения учащихся.

Цель исследования: создание системы ПМС помощи подросткам и сопровождения учащихся школы, организации и содержания деятельности ПМП консилиума образовательного учреждения.

Задачи исследования: в соответствии с целью и гипотезой  определены следующие задачи исследования:

  • выяснить уровень теоретической и практической разработанности исследуемой проблемы;
  • определить организационно- педагогические условия модернизации УВП на основе системы  ПМС сопровождения учащихся образовательного учреждения;
  • обосновать, разработать и экспериментально проверить систему ПМС сопровождения учащихся;
  • разработать методические пособия для руководителей и специалистов  образовательных учреждений по организации и технологии междисциплинарного взаимодействия в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения.

 

 

3. Педагогическая технология.

Использование современных образовательных технологий в практике обучения  является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. С 2003 года методическая служба школы занимается вопросами внедрения здоровьесберегающих и  образовательных технологий в общеобразовательный  процесс.

В результате был выработан основной подход к выбору педагогической технологии  для использования в педагогической деятельности каждого учителя: выбираемая технология должна иметь качественную характеристику, так называемый «сертификат  безопасности для здоровья» - это совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, воспитания, развития задачами здоровьесбережения.

В ходе анализа проведенных внутри школы исследований были сделаны следующие выводы:

v   100% учителей владеют информацией о современных педагогических технологиях, интенсифицирующих процесс обучения;

v   50 % учителей используют различные технологии полностью или приемы поэлементно;

v   100 % учителей прошли курсы повышения квалификации по использованию ИКТ;

v   100% учителей начальных классов прошли специализированную подготовку для работы по программным комплексам, реализуемым в классах различного вида (классах КРО, программный комплекс «Школа 2100», профильное обучение);

v   выработан механизм использования в обучающих целях всех предметов базового компонента двух компьютерных классов школы

 

Образовательные технологии, используемые коллективом и их результативность.

Технология

Предмет

Учителя, использующие технологии (расчет проводится от количества членов предметной кафедры) (%)

Результат использования технологии

Перспективы развития школы в связи с использованием технологии

Развивающее обучение

Начальное обучение

40%

Всестороннее гармоническое развитие личности ребенка, подготовка образовательной базы для гимназического образования

Формирование компонента образования.

Проблемное обучение

Все предметы базового компонента

55%

Разноуровневое обучение

Математика (5-9-е классы)

Физика (7-9-е классы)

Химия (8-9-е классы)

100%

Разработка разноуровневых заданий. Комплектование групп обучения в соответствии с индивидуальными возможностями

Пролонгация деятельности классов КРО.

Разработка разноуровневых заданий. Формирование практико-лабораторной базы обучения в соответствии с использованием принципа разноуровневого обучения

Технология уровневой дифференции на основе обязательных результатов

Алгебра (7-9-е классы)

Физика (7-9-е классы)

Русский язык (5-9-е классы)

Биология (6-9-е классы)

Химия (8-9-е классы)

100%

Отработка образовательных стандартов. Предупреждение неуспеваемости

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования

Развитие исследовательских навыков

Элементы технологии используются на всех предметах базового компонента. Полностью используют на предметах: история, обществознание, география

100%

Развитие исследовательских навыков в процессе обучения на одном уроке и в серии уроков с последующей презентацией результатов работы в виде: реферата, доклада. Самые успешные «Подросток и алкоголь», «Как работает закон  о борьбе с курением».

Представление  лучших исследовательских работ учащихся, выступления на конференциях учащихся.

Проектные методы обучения

История, обществознание, география, биология.

70%

Достижение прагматических результатов, выход проектов за рамки предметного содержания, переход на уровень социально значимых результатов. Проекты социальной значимости с результатом:

1. «Межконфессиональные проблемы современности» - создание учащимися презентации для урока обществознания.

«Влияние интерьера на психологическое здоровье человека» - создание  фотовыставки в коридорах школы, выработка требований к интерьеру учебного кабинета.

5. «Моя будущая профессия» - разработка спецкурса «Профессиональное самоопределение», разработка стратегии деятельности психологической службы по профориентации.

 

Использование технологии:

  • Как предоставление обучающимся права решения социальных проблем в рамках возможностей школы;
  • Как практико-ориентированного курса на выбор будущей профессии с возможностью первичного погружения в будущую профессиональную деятельность

Технология «Дебаты»

История, обществоведение, биология

65%

Развитие навыков публичных выступлений

Выступления на конференциях учащихся

 

Технология модульного и блочно-модульного обучения

Валеология(6-9 классы)

 

45%

 

 

Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения

Развитие использования технологии с последующей разработкой мониторинга

 

Лекционно-семинарско-зачетная система

История ,обществознание,

русский язык, литература, математика,

100%

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения

Технология игрового обучения: ролевых, деловых и других видов обучающих игр

Начальное обучение, история, география, МХК

86%

 

 

Коллективная система обучения (КСО)

Математика (5-9-е классы)

 

45%

Технология перспективно-опережающего обучения

История

100%

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Все предметы базового компонента

65%

Развитие взаимоответственности, способности обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей. Реализация потребности в расширении информационной базы обучения. Разработка новых подходов к объяснению нового материала

Формирование малых групп с индивидуальными планами обучения в процессе формирования профилей обучении на 3-й ступени образования. Запрос на расширение доступа к Интернету, увеличение библиотечного фонда, электронных учебников и тестов

 

 

Информационно-коммуникационные технологии

Математика, алгебра, геометрия

55%

Использование:

1. Обучающих программ:

2. Электронных учебных изданий:

  • Математика 5-11-е классы. Практикум .
  • Сдаем Единый экзамен. 2006, М.: Дрофа.

 

Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных обучающих средств. Развитие навыка работы в Интернете. Разработка учащимися обучающих презентаций

Русский язык, литература

65%

1. Электронные биографии писателей.

2. Электронные учебники по русскому языку.

3. Сдаем Единый экзамен. 2006, М.: Дрофа, 2006.

 

История, обществознание

100%

1. Электронные хроники исторических событий.

2. Электронные учебники по истории и обществознанию.

 

 

География

50%

2. Сдаем Единый экзамен. 2006. М.: Дрофа, 2006.

 

 

Здоровьесберегающие технологии

Весь спектр базовых предметов 1-го, 2-го, 3-го звеньев обучения

100%

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения

Повышение качества обученности на базе отработки образовательных стандартов образования. Усиление здоровьесберегающего аспекта предметного обучения

Система оценки «портфолио»

Весь спектр базовых предметов 1, 2, 3-го звеньев обучения

100%

Получили инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда ученика, рефлексии его собственной деятельности в соответствии с предметным обучением. Разработаны карты уровня достижений по предмету

Формирование индивидуального маршрута обучения в зависимости от достигнутых предметных результатов с прописыванием личных ступеней развития каждого ребенка

Технология дистанционного обучения

Весь спектр базовых предметов 1-го, 2-го, 3-го звеньев обучения

15%

Индивидуальная поддержка обучения детей

Использование данной технологии в практике программы работы с учащимися

Система музыкального творческого образования Кабалевского

Музыка (2-7-е классы)

50%

Развитие творческих способностей ребенка. Поддержание интереса к процессу обучения

Развитие творческих способностей ребенка. Поддержание интереса к процессу обучения

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Иностранный язык

100%

Развитие языковых коммуникативных навыков

Ввести раннее обучение иностранному языку. Введение японского языка в учебный план. Развитие языковых коммуникативных навыков

4. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность:

Управленческие функции по созданию условий для сохранения здоровья учащихся  (анализ,  планирование, контроль, мотивация, мониторинг) с 2005 года осуществляет Центр содействия укреплению здоровья ЦСУЗ, созданный на базе школы, цели которого:

1.  Психолого-социальное и медико-педагогическое  сопровождение учащихся в школе.

2.       Создание здоровьесберегающего пространства.

Задачи ЦСУЗ:

1. Разработка организационно-педагогических рекомендаций для оптимизации образовательного процесса на основе здоровьесберегающих технологий

2.       Внедрение программы валеологизации учебного процесса.

 

Членами ЦСУЗ является весь коллектив школы. Создавая условия для сохранения здоровья учащихся, мы используем здоровьесберегающие технологии,  системообразующий принцип выбора технологий – приоритет заботы о здоровье учащихся.

 

 

Психолого-медико-социальное сопровождение направлено на сохранение и укрепление духовно-нравственного, психофизического и социального здоровья учащихся осуществляется в трёх направлен

Психолого-медико-социальное сопровождение (ПМС) детей из типичных классов

1.     ПМС сопровождение детей с особыми образовательными потребностями

2.     ПМС сопровождение детей из семей находящихся в кризисной ситуации.

Психолого-медико-социальное сопровождение (ПМС) детей из типичных классов осуществляется на основании данных школьного мониторинга «Эффективность организации». Классные руководители, привлекая психолога, школьного врача обследуют каждого ребёнка, выявляют общую картину по классу: характеристику класса по здоровью, самочувствию, активности, настроению, качеству знаний и обучения, уровень интеллектуального развития по ШТУР. Обследуют по карте педагогического наблюдения Д. Стотта, выявляют ведущие синдромы нарушений, определяют проблемное поле класса и составляют план работы на год с учётом решения выявленных проблем (приложение 8в класс).

На каждого ребёнка ежегодно заполняются анкеты с отслеживанием критериев по:

- учению;

- личность ученика в коллективе;

- здоровье;

- поведение школьника;

- индивидуальная карта успехов школьника.

(приложение анкеты сопровождения)

ПМС сопровождение детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в классах коррекции и классах инклюзивного обучения согласно проекту  инклюзивного образования «Кайлас».

Если в классе коррекции обучение ведётся согласно программе Шевченко, согласно рекомендациям обучения детей в классах коррекции, то в классах инклюзивного обучения дети по желанию родителей учатся по индивидуальным программам, составленным учителем и согласованным с учебной частью школы и родителями.

Каждый ребёнок обследуется  на предмет выявления индивидуальных, психических особенностей ребёнка: учебных, эмоциональных и социальных проблем. Работа с учеником ведётся по составленному классным руководителем  индивидуальному плану (приложение «Индивидуальные психические особенности ребёнка», «План индивидуальной работы»).

ПМС сопровождение детей из семей находящихся в кризисной ситуации осуществляется согласно проекту «Социальная гостиная Солнышко – условие предупреждения учебной депривации школьников».

В социальную гостиную попадают дети из семей, находящихся в кризисных ситуациях, с детьми, кроме воспитателя работает социальный педагог. Если воспитатель помогает решить проблемы ребёнку, то социальный педагог помогает решать проблемы, возникшие у родителей, те, которые привели их к кризисной ситуации.

Ребёнка, попавшего в социальную гостиную, также обследуют на предмет индивидуальных психических особенностей, выявляют проблемы и помогают решить их согласно составленному плану.

После полученных положительных результатов с семьёй, с ребёнком, учащийся переводится в обычную группу продлённого дня или перестаёт посещать социальную гостиную (приложение «Индивидуальный план помощи ребёнку посещающего социальную гостиную», «Отслеживание работы по решению проблемы ребёнка посещающего социальную гостиную», отчёт о работе специалиста из ПМС сопровождения по работе с  ребенком посещающим социальную гостиную).

Здоровьесберегающие образовательные технологии мы рассматриваем:

  • как качественную характеристику любой образовательной технологии;
  • как сертификат безопасности для здоровья;
  • как совокупность принципов, приёмов, методов, педагогической работы, которые дополняют традиционные технологии обучения, используемые для построения школьного здоровьесберегающего пространства.

Здоровьесберегающее пространство школы состоит из пяти составляющих:

1.     Культурологического подпространства, которое отражает феномены культуры и искусства, интегрированные в образовательные процессы школы и через это влияющие на здоровье учащихся и педагогов - использование на уроках ролевых игр и тренингов, хорового пения, разыгрывание сценок исторических событий для нейтрализации напряжений и стрессов, эмоциональной разрядки, повышения коммуникативной компетентности. Здесь учителя используют компенсаторно-нейтрализующие технологии, организационно-педагогические, психолого-педагогические.

 

2.     Экологическое подпространство – это создание эффективной воздушной среды, выращивание в классах и рекреациях комнатных растений, соблюдения норм СанПиНов, профилактика табакокурения, создание эффективной видеоэкологической составляющей (эстетизация среды) подбор форм, цвета, способствующих сохранению здоровья. Используются технологии медико-гигиеническая, экологическая здоровьесберегающая при реализации проекта «Парк Солнечный»

Под экологическим пространством школы мы понимаем создание благоприятных экологических условий для жизни и деятельности школы.

 

Экологическое пространство связано с воздействием всех фактов среды, воздействующих в школе на учащихся и педагогов. Некоторые из них совпадают с гигиеническими факторами, характеристики и степень которых регламентированы в СанПинах. Но есть три отличия, позволяющие представить это пространство не просто как новое обозначение хорошо известных факторов:

  • анализ педагогического пространства ориентирован преимущественно на качественную оценку воздействия всех однородных факторов, тем более, что их воздействие всегда сочетаемо и взаимосвязано;
  • центром внимания в экологическом пространстве являются субъекты педагогического процесса и сам педагогический процесс;
  • в экологическом пространстве существуют элементы, которые пока не регламентированы, или не могут быть регламентированы в принципе. Например, в одном из опросов детей после урока о том, что привлекало их внимание, большая часть указала на скрепку, которая лежала на полу на видном месте. Понятно, что гигиенические перечни учесть этого не могут.

 

 

3.     Эмоционально-поведенческое подпространство – повышение коммуникативной культуры учащихся и педагогов, улучшение характеристики эмоционально-психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, совершенствование стиля поведения учащихся и учителя на уроке, контроль за формой и характером поведения учащихся на переменах, воспитание заботы учащихся и педагогов о характере своего воздействия на людей в процессе общения. Мы используем стимулирующие технологии, психолого-педагогические, социально-адаптирующие и личностно развивающие. Эти технологии используются при реализации программ «Учитель», «Жестокие и агрессивные дети», «Навстречу друг другу», «Социальная гостиная «Солнышко».

 

4.     В вербальном подпространстве используются психолого - педагогические технологии развития речи.

5.     Для оздоровления детей на уроках учителя используют технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, информационно-обучающие технологии, лечебно-оздоровительные, физкультурно-оздоровительные.

 

Большое внимание учителя школы уделяют двигательной активности учащихся. Помимо уроков  проводим: 10 минутную гимнастику перед первым уроков, физкультурные минутки на уроках, подвижные игры на переменах для младших школьников, спортивные часы в ГПД. Для этого учителя школы прошли специальную спортивную подготовку.

 

Традицией стало проведение Дней здоровья.

 

Для детей с ослабленным здоровьем открыты специальные медицинские группы, работающие по медико-гигиеническим, физкультурно-оздоровительным и лечебно-оздоровительным технологиям

Количество специальных медицинских групп, работающих по медико-гигиеническим, физкультурно-оздоровительным и лечебно-оздоровительным технологиям.

 

Учебный год

Кол-во групп

Уч. 1-4 классы

Уч. 5-9 классы

Уч. 10-11 классы

2004-2005

2

8

10

4

2005-2006

2

5

5

2

2006-2007

2

5

5

2

 

После проведения мониторинга эффективности организации осуществляется обратная связь с Центром содействия укреплению здоровья для планирования коррекции выявленных проблем.

6. Результативность опыта.

О результативности опыта можно судить по продуктивности реализации программы развития.

 

Продуктивность реализации программы развития школы.

 

Программа развития школы

«Психолого-медико-социальное сопровождение учащихся в образовательном учреждении»

Направления деятельности

Результат

Продукт

1.     Создание здоровьесберегающего пространства школы с помощью здоровьесберегающих технологий;

2.     Создание условий для овладения педагогическим коллективом школы современными технологиями для оптимизации учебного процесса

Создано здоровьесберегающее пространства школы.

 

 

 

Повышена профессиональная компетентность учителей

Разработан проект «Учитель», направленный на повышение профессиональной компетенции учителей (2003г.)

 

Создан банк данных по использованию здоровьесберегающих технологий в образовательной среде школы.

Разработаны и изданы:

1.Мониторинг: «Эффективность организации».

2. Методическое пособие для администраторов, психологов, социальных педагогов, учителей – предметников, воспитателей и всех заинтересованных работников образования

«Школа здоровья и толерантности. Организация и проведение мониторинга в современной школе».Авторы: Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б.

ХК ИППК ПК

Хабаровск 2005.

2. «Школа – территоия здоровья» психолого педагогическое и медико социальное  сопровождение развитие ребёнка в образовательном процессе

П,П. Миненко и др.

Рецензенты:

И.В. Белова

О.Б.Нестеренко

Л.М. Житникова

ХК ИППК ПК

Хабаровск 2006.

 

3. Дневник здорового обаза жизни школьника 5 класса

Учено-методическое пособие

К.Ю. Щуров, А.С. Дорошенко

ДГАФК Хабаровск 2006.

 

Создание проекта «Интеллект»- направленного на повышение познавательной  активности учащихся школы.

 

Повышена познавательная активность учащихся

 

 

 

Создано научное общество учащихся.

 

 

 

 

 

Создание проекта «Социальная гостиная «Солнышко» -

предупреждение социального сиротства, психолого- педагогическое и медико-социальное сопровождение детей из семей, находящихся в кризисных ситуациях.

 

 

 

 

За 2 года решены эмоциональные, социальные, учебные проблемы 27 детей из семей, находящихся в кризисных ситуациях.

 

Разработано 2 модуля сопровождения детей из семей, находящихся в кризисных ситуациях:

1. Диагностический модуль психолого- педагогического и медико-социального сопровождения детей из семей, находящихся в кризисных ситуациях.

2. Практический модуль психолого- педагогического и медико-социального сопровождения детей из семей, находящихся в кризисных ситуациях.

 

 

Создание программы «Кайлас», направленной на создание социальной модели класса общеобразовательного учреждения, благодаря которой дети с ограниченными возможностями смогут учиться в школе вместе со своими сверстниками – класса инклюзивного образования.

 

 

 

Успешная адаптация детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе.

Созданы два класса инклюзивного образования в начальной школе, где обучаются 9 детей с особыми образовательными способностями:  инвалиды по слуху - 2 человека (7 лет,  16 лет),  по зрению - 1 человек (7 лет), РДА -  2 человека (10 лет, 9 лет),  ЦДП -  1 человек ( 10 лет),  умственная отсталость - 3 человека ( 9 лет, 10 лет, 11 лет).

 

Создание социального проекта «Образование для всех» - проекта безбарьерной среды для детей с потребностями в особых образовательных средствах.

 

 

 

В 2007 году начата работа по созданию безбарьерной среды школы:

разработан и оплачен проект столовой, отвечающей требованиям Роспотребнадзора, которой смогут пользоваться дети с ограниченными возможностями.

 

 

Создание проекта «Равенство шансов и результатов».

Разработка механизма  психолого-педагогического (ПП) сопровождения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе.

В 2007 году начата работа по проекту. Проект находится в стадии завершения.

Создан «Проект требований

к научным и методологическим основам ПП сопровождения учащихся с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении». Разработана

«Диагностика и мониторинг детей в инклюзивном классе, в том числе детей с ограниченными возможностями в обучении»,

«Практический модуль психолого-педагогического и  сопровождения детей с ограниченными возможностями».

Реализация проекта «Здоровый ребенок»

Грант целевой федеральной программы «Дети России»

Получено новейшее медицинское оборудование для школьного медицинского кабинета на общую сумму 206 тыс.руб.

Изменение содержания образования – введение в учебный план предметов валеологической направленности.

 

В школе за счёт базисного учебного плана с 2003 года в 1 -8 классах ведётся программа «Валеология и образование» авторов Миненко П.П., Швецовой В.Н.

Региональная программа по физкультуре, редактированная авторским коллективом под руководством Миненко П.П.

Превентивная программа «Полезные привычки» Project Hope  ведётся в

1-8-ых классах за счёт факультативных часов.

 

 

Из таблицы видно, что реализация программы развития, разработана в соответствии с основными направлениями Концепции модернизации российского образования  и имеет продукты деятельности.

III. Внедренческий раздел.

 

О наличии в школе условий для сохранения здоровья учащихся можно судить по показателям параметров здоровьесберегающего пространства, полученных в ходе разработанного нами «Мониторинга эффективности организации». «Мониторинг эффективности организации» является продуктом нашей экспериментальной деятельности и описан в методическом пособии ХК ИППК ПК, авторы И.В.Белова, П.П. Миненко, О.Б.Нестеренко «Школа здоровья и толерантности»  Хабаровск 2005.

Так параметрами экологического пространства являются следующие показатели.

Показатели и методы измерения экологического пространства школы.

Показатели

Методы измерения

Качество показателей

7.     Соблюдение норм СанПиНов при организации образовательного процесса

Своевременность выполнения предписаний СЭС

Выполняются вовремя

8.     Озеленение школы.

 

наблюдение

Классы и рекреации школы озеленены

9.     Эстетизация среды школы

наблюдение

Школа светлая, чистая, окрашена в светлые тона в соответствии с рекомендациями психологов

10. Количество курящих и употребляющих слабые наркотики в школе.

 

 

анонимное анкетирование

Положительная динамика уменьшения курящих и употребляющих слабые наркотики

 

Показатели экологического пространства школы.

 

Изученные параметры

Фактические данные

Гигиенические нормы

Воздушно-тепловой режим

17-22

Оптимальные 18-20

Допустимые 17-22

Влажность

45-55%

Оптимальные 30-50%

Допустимые 25-60

Освещённость

2100 В

2100 В

Школьная мебель

Промаркирована по группам роста

Высота стола, стула в зависимости от группы роста (см) ГОСТа 1990 года

Озеленение школы

Количество цветочных горшков на 1 кв. м. - 3

 

Эстетизация среды

Школа светлая, чистая, окрашена в светлые тона в соответствии с рекомендациями психологов

 

 

Параметры эмоционально-поведенческого пространства (повышение коммуникативной культуры учащихся и педагогов, улучшение характеристики эмоционально-психологического климата в школе в целом и в каждом классе в отдельности, совершенствование стиля поведения учащихся и учителя на уроке, контроль за формой и характером поведения учащихся на переменах, воспитание заботы учащихся и педагогов о характере своего воздействия на людей в процессе общения.)

Главный психологический смысл личностного роста ребёнка – обретение себя и своего жизненного пути, самоактуализация и развитие основных личностных атрибутов. В своей работе мы определили показатели, которые свидетельствуют о благополучии или неблагополучии психического здоровья субъектов педагогического процесса:

- тревожность;

-  агрессивность по отношению к взрослым;

-  агрессивность по отношению к детям;

- уровень стресса, самочуствия у субъектов педагогического процесса;

-  психолого-педагогический климат в классах и школе;

удовлетворённость.

В рамках мониторинга жизнедеятельности в школе выявлены проблемы психического здоровья:

  • тревожность;
  • депрессивность;
  • враждебность по отношению к взрослым;
  • враждебность по отношению к детям;
  • недостаток социальной нормативности.

Степень проявления указанных нарушений у детей различна, поэтому есть потребность в личностно – ориентированных, корректирующих, защищающих, профилактических действиях.

Удовлетворить потребность в корректирующих, защищающих, личностно – ориентированных, профилактических действиях призвана программа «Агрессивные и тревожные  дети». Программа работает с 2004 года.

Она включает в себя:

- теоретическое изучение проблемы, диагностику индивидуальных особенностей ребёнка;

- состояние здоровья;

- анализ факторов, способствующих эмоциональному неблагополучию;

- разработку индивидуального плана коррекционной работы;

- коррекционную работу: преодоление внутрисемейного кризиса, изменение внутрисемейных установок и позиций, снятие проявлений эмоционального неблагополучия в поведении ребёнка, расширение сферы социального взаимодействия, формирование у ребёнка адекватного отношения к себе и к другим;

- промежуточный и итоговый мониторинг эмоционального состояния детей.

На решение потребности в корректирующих, защищающих, личностно – ориентированных, профилактических действиях работает  программа «Социальная гостиная Солнышко – предупреждение школьной депривации школьников». Согласно программе в школе с 2005 года работает социальная гостиная, где проходят реабилитацию дети из семей, попавших в кризисные ситуации.

Ежегодно мониторинг выявляет качество показателей эмоционально- поведенческого пространства

Качество показателей эмоционально-поведенческого пространства школы.

Показатели

2006-2007 учебного года

Методы измерения

Качество показателей

Тревожность

Тест Спилберга-Ханина, Филипса, Тест SCI. САН,

 

 

 

 

 

 

Тест Прохоренко,

МНП

 

Общая положительная динамика

Агрессивность

Общая положительная динамика

Уровень стресса, самочувствия у субъектов педагогического процесса

Общая положительная динамика

Психолого-педагогический климат в классах и школе

Общая положительная динамика

Удовлетворённость школьников обучением

Общая положительная динамика

 

 

Параметры культурологического пространства (использование на уроках ролевых игр и тренингов, хорового пения, разыгрывание сценок исторических событий для нейтрализации напряжений и стрессов, эмоциональной разрядки, повышения коммуникативной компетентности.)

Показателями культурологического пространства являются:

  • уровень успешности в освоении культурных ценностей;
  • возможность детей посещать кружки и секции по интересам;
  • развитие творческой индивидуальности всех субъектов педагогического процесса;
  • использование на уроках ролевых игр и тренингов, хорового пения, разыгрывание сценок исторических событий для нейтрализации напряжений и стрессов, эмоциональной разрядки, повышения коммуникативной компетентности.

Администрация школы организовывает правильный учебно-воспитательный процесс, способствующий не только приобретению знаний, но и развитию и укреплению их здоровья.

Учителя школы стараются проводить уроки, которые помогают снизить утомляемость и напряжение за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повышают интерес к изучаемым предметам: проводят уроки дискуссии, КВНы, фестивали сказок, ролевые игры и тренинги, хоровое пение.

Целостный подход к пониманию здоровья  заставляет учителей изменять подходы к обучению:

  • учитель физкультуры Щуров К.Ю. разработал и успешно внедряет очково - кумулятивную систему оценивания;
  • учителя начальных классов Безруких Е.Н., Луцик Н.В. внедряют инклюзивное обучение, где наряду с типичными детьми обучаются дети с особыми образовательными потребностями, используют в обучении метод Базарного;

 

  • С 2002 года в школе появились новые предметы: валеология и «Полезные привычки» - школьная программа превентивного образования;
  • дистанционное преподавание элективных курсов по биологии;
  • внедрение технологии развития критического мышления,
    технологии проблемного обучении, проектной технологии, информационно-коммуникативных технологий, другие инновационных, развивающих технологий.

Однако проблемы остаются:

  • по результатам школьного теста умственного развития ШТУР, динамики успеваемости за последние три года результаты недостаточно высоки;
  • необходимо постоянное повышение профессиональной компетентности педагогов.

По решению первой проблемы с 2004 года в школе работает программа интеллект, цель которой стимулирование и интенсификация интеллектуального развития учащихся школы.

По решению второй проблемы с 2003 работает программа «Учитель», основные задачи которой:

  • создание условий, способствующих проявлению профессионального мастерства педагогов;
  • стимулирование личной заинтересованности в самосовершенствовании и личностном  росте учителя;
  • повышение коммуникативной культуры педагога.

В следствии проделанной работы мы имеем следующие показатели культурологического пространства.

 

Показатели и методы измерения культурологического пространства школы.

 

 

Показатели культурологического пространства

Методы измерения

Качество показателей

Уровень успеваемости

Статистический анализ успеваемости

Динамика роста качества знаний за три последние года  составляет 3.7%

Количество детей посещающих кружки, клубы, секции дополнительного образования

Статистические наблюдения

С 2004 по 2007 год увеличение количества детей с 67 человек до 115

Наличие индивидуальных творческих работ учащихся

Статистические наблюдения

Большое количество индивидуальных творческих работ, призовые места на окружных и городских олимпиадах (экология, математика, история)

 

Параметры вербального пространства (воспитание речевой культуры учащихся и совершенствование речи учителя).

Параметрами вербального пространства являются:

  • чистота речи;
  • богатство речи;
  • правильность речи;
  • уместность речи;
  • выразительность речи;
  • точность речи;
  • взаимодействие с учащимися.

Измеряя по пятибалльной системе проводится мониторинг вербального пространства.

Последние результаты мониторинга следующие:

1.     Чистота речи:

«5» - 97%

«4» - 2,7%

2.     Богатство речи:

«5» - 29,7%

«4» - 70,2%

 

3.     Правильность речи:

«5» - 78,2%

«4» - 21,6%

4.     Уместность речи:

«5» - 24,3%

«4» - 70,2%

«3» - 5,4%

5.     Выразительность речи:

«5» - 62,1%

«4» - 37,8%

 

6.     Точность речи:

«5» - 59,4%

«4» - 32,4%

«3» - 8,1%

 

7. Взаимодействие с учащимися

«5» - 16,2%

«4» - 64,8%

«3» - 18,8%

 

За  последние три года наблюдается положительная динамика параметров вербального пространства (таб. 9, 10).

 

Показатели и методы измерения вербального пространства школы.

 

Показатели

Методы измерения

Качество показателей

Культура речи учителя

Педагогические наблюдения, тест МНП

Положительная динамика

Культура речи ученика

Положительная динамика

Культура взаимодействия

Положительная динамика

 

 

 

Показатели оздоровления субъектов педагогического процесса.

Показатели

Методы измерения

Качество показателей

Снижение уровня заболеваемости, 100% охват профилактическими мероприятиями учащихся школы

Контроль уровня заболевания

Снижение процента заболеваемости с 26% до 20%

Проф. осмотры педагогов

Стат. данные

100% согласно национальному проекту

Внедрение образовательных программ валеологической направленности

 

 

В школе за счёт базисного учебного плана ведётся программа «Валеология и образование» авторов Миненко П.П., Швецовой В.Н.

Региональная программа по физкультуре, редактированная авторским коллективом под руководством Миненко П.П.

Превентивная программа «Полезные привычки» Project Hope (1-8 кл.) ведётся за счёт факультативных часов.

Лента новостей

"БЕЛЫЙ ПАРОХОД" 2017 АВГУСТ: ПОЕЗДКА В МОСКВУ. 10 августа участники уникального музыкального благотворительного проекта «БЕЛЫЙ ПАРОХОД» - отправились в долгожданную поездку...
В разделе сайта "Конкурсы, олимпиады" вы можете найти информацию о 88 актуальных олимпиад по различным предметам. Перейти в раздел Скачать информацию (.docx...
30 января 2017 года «Хабаровский краевой институт развития образования» объявил краевой конкурс методического мастерства «Методический олимп» и пригласил участвовать в...
В очередной раз наша школа стала победителем конкурса на лучшее цветочное оформление, лучшее ландшафтное оформление территории и лучшую вертикальную композицию! Благодаря...
Управление образования администрации города Хабаровска информирует, что Министерством образования и науки РФ в рамках реализации подпрограммы «Повышение престижа профессии педагога»...