И.В. Белова

Директор МОУ СОШ №51

«Школа здоровья и толерантности»

 

Портфолио, как инструмент оценки развития детей с особыми образовательными потребностями.

При диагностике готовности ребёнка к школьному обучению, так или иначе, актуализируется проблема психической «нормы» и «не нормы».

Школьные психологи, врачи применяют в этой ситуации социологические, психологические и медицинские критерии, которые строятся на негативной и часто субъективной основе, подчёркивающей факторы, которых в норме быть не должно. Практически не применяются критерии позитивной оценки «нормальной» психической деятельности.

Л.В. Яссман в статье «Эмоциональная сфера ребёнка как фактор его готовности к обучению в школе» г. Хабаровск Издательство ХГПУ 2005  считает  наиболее удачной позитивной оценкой «нормальной» психической деятельности формулировку, данную Г.К.Ушаковым (1973).

Г.К. Ушаков называет следующие критерии, в первую очередь определяющие психическую «норму»: «детерминированность психических явлений, их необходимость, причинность, упорядоченность; соответствующую возрасту индивида зрелость чувства постоянства месту обитания; максимальное приближение формирующихся субъективных образов отражаемым объектам действительности; гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением индивидуума к ней: адекватность реакций его на окружающие физические, биологические и психические явления и адекватную идентификацию образов впечатлений с образами однотипных памятных представлений; соответствие реакций силе и частоте внешних раздражителей; чувство положения в среде себе подобных, гармонии взаимоотношений с ними; умение уживаться с иными лицами и с самим собой; критический подход к обстоятельствам жизни; способность самокоррекции поведения в соответствии с нормами, типичными для разных коллективов; адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду); чувство ответственности за потомство и близких членов семьи; чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах; способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций; самоутверждение в коллективе без ущерба для остальных его членов; способность планировать и осуществлять свой жизненный путь и другие».

В настоящее время вне зависимости от результатов  диагностики готовности ребёнка к школьному обучению, от развития его интеллекта по Закону Российской Федерации  «Об образовании» он имеет право обучаться в общеобразовательной школе по месту жительства.

Согласно Ж. Пиаже, именно интеллект выступает в качестве основного устройства, от которого зависит адаптация человека к миру. Современные представления о процессах отображения человеком мира позволяют объединить такие понятия как интеллект, сознание, образ мира, модель мира, личность, поскольку все названные понятия обозначают систему отображения мира и себя в мире, формирующуюся в процессе взаимодействия человека с миром в рамках жизненных ситуаций в течение всей жизни, всего жизненного пути. В основе этой системы лежат смысловые, семантические отношения. Человек ставит и решает задачи, формирует цели, оценивает, объясняет происходящее, выстраивает систему ценностей, предпочтений, убеждений, интересов.

У западных специалистов, придерживающихся традиционных взглядов на интеллект, ориентирующихся на результаты тестов, основной инструмент -  это тест, определяющий коэффициент умственного развития или IQ тест. Однако правомерность его использования, по мнению Говарда Гарднера,  вызывает сомнения.

В 1983 году Говард Гарднер  бросил вызов тем, кто придерживается                традиционных взглядов на интеллект,  выдвинув свою теорию, в которой интеллект рассматривается как многомерная характеристика. И хотя эта теория так нова и требует настолько иного подхода к обучению, что до сих пор считается спорной и не доказанной многими теоретиками, придерживающимися традиционной точки зрения, наша школа приняла её для диагностики и мониторинга детей в классах инклюзивного образования, которые начали работать с 2005 года.

Гэри Банч в книге «Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе» Москва 2005 Сокращённый перевод Н.Грозной, М. Шихиревой говорит о том, что в зарубежных школах, где теория Говарда Гарднера   была взята на вооружение, произошли позитивные изменения в преподавательской практике. Мы принимаем мнение Гаднера, который отрицает, что интеллект определяется лишь ограниченным набором способностей. Он также отрицает эффективность тестов умственного развития и в качестве более надежного способа наблюдения за меняющимися возможностями учащихся предлагает с определенной периодичностью проводить оценку так называемого пополняющегося портфолио. Такой подход позволяет судить о самых разных аспектах развития учащегося. Принятие концепции интеллекта, как сочетания разносторонних способностей побуждает учителя следовать гибкой программе и находить наилучшее применение всем способностям учеников, чтобы они могли в будущем на них опереться.

По Гарднеру семь составляющих интеллекта следующие:

1.      Лингвистическая - составляющая интеллекта, связанная со словарным запасом.

2.     Логическая – математическая - составляющая интеллекта, связанная со способностью рассуждать и оперировать цифрами.

3.     Пространственная - составляющая интеллекта, связанная со способностью воспринимать и воспроизводить образы и картины;

4.     Музыкальная - составляющая интеллекта, связанная со способностью воспринимать и воспроизводить тон, ритм и тембр;

5.     Телесная – кинетическая - составляющая интеллекта, связанная со способностью владеть своим телом и кистями рук;

6.     Личностная - составляющая интеллекта, связанная со способностью воспринимать себя как личность;

7.     Природная - составляющая интеллекта, связанная со способностью понимать мир природы

Одно из главных преимуществ отношения к интеллекту как сочетанию разносторонних способностей - его позитивный посыл.  Развитие ученика можно отследить посредством наблюдения за ним и его работой. В основе этого способа оценки - составление портфолио, то есть набора письменных, аудио-, видео и других документов, относящихся к  учебе ребёнка. В течение года учитель и ученики составляют портфолио, в котором по происшествию времени можно найти:

  • Фотографии событий, действий и отдельных проектов;
  • Заметки, сделанные во время бесед и обсуждений с одноклассниками, родителями и другими людьми;
  • Заметки о событиях, персональных достижениях или усилиях учащегося;
  • видеозаписи, демонстрирующие привычки учащегося, проявляю­щиеся в работе, социальных контактах и его участии в совместных проектах;
  • заполненные контрольные листы, в которых отмечаются усвоен­ные навыки и поведение;
  • письменные работы учащегося;
  • кассеты с записями речи ребенка, записями, сделанными на уро­ках чтения, и другие записи, характеризующие его достижения в области лингвистики;
  • образцы художественных работ, демонстрирующие владения различными приемами и материалами;
  • упражнения по различным предметам;
  • результаты неформального тестирования;
  • таблицы, графики и диаграммы учащегося;
  • Любые другие документы, которые, по вашему мнению, и мнению учащихся показательны в данном случае.

Всё это – свидетельств того, чему научился ребёнок за определённый промежуток времени.

Портфолио, по мнению Армстронга, выполняет следующие функции:

  • позволяет праздновать и отмечать достижения ученика в течение года;
  • позволяет ученикам самим отслеживать свои успехи;
  • является посредством коммуникации, с помощью которого родители, администраторы и другие педагоги узнают о том, как ученик продвигается в учёбе;
  • служит средством, помогающим сотрудничеству групп учащихся в выполнении работы и её оценке;
  • позволяет устанавливать критерии, посредством которых работу данного ученика можно сравнивать с работой других учеников, с нормой.

Картина взаимосвязанных составляющих интеллекта, с одной стороны, привлекает внимание к способностям, связанным с усвоением академических дисциплин – русский язык, математика, чтение, с другой стороны, открывает много иных областей, в которых каждый ученик может проявить свои способности.

Литература

1.     «Эмоциональная сфера ребёнка как фактор его готовности к обучению в школе» Ребёнок с особыми образовательными потребностями – субъект педагогической компетенции. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (17-18 мая 2005 г.) г. Хабаровск Издательство ХГПУ 2005

2.     Гэри Банч  «Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе» Москва 2005 Сокращённый перевод Н.Грозной, М. Шихиревой

3.     На пути к инклюзивной школе. Пособие для учителей. РООИ «Перспектива» при поддержке Агентства США по международному развитию.

4.     Gardner, H. (1983). Frames of mind. N.Y.: Basik Books.

5.     Armstrong, T. (1994). Multiple intelligences in the classroom. Alexandria, VA.

Лента новостей

"БЕЛЫЙ ПАРОХОД" 2017 АВГУСТ: ПОЕЗДКА В МОСКВУ. 10 августа участники уникального музыкального благотворительного проекта «БЕЛЫЙ ПАРОХОД» - отправились в долгожданную поездку...
В разделе сайта "Конкурсы, олимпиады" вы можете найти информацию о 88 актуальных олимпиад по различным предметам. Перейти в раздел Скачать информацию (.docx...
30 января 2017 года «Хабаровский краевой институт развития образования» объявил краевой конкурс методического мастерства «Методический олимп» и пригласил участвовать в...
В очередной раз наша школа стала победителем конкурса на лучшее цветочное оформление, лучшее ландшафтное оформление территории и лучшую вертикальную композицию! Благодаря...
Управление образования администрации города Хабаровска информирует, что Министерством образования и науки РФ в рамках реализации подпрограммы «Повышение престижа профессии педагога»...