Из опыта работы инклюзивных классов в МОУ СОШ №51

С 2003 школа работает в режиме развития, реализует программу эксперимента «Психолого-медико-социальное сопровождение учащихся в образовательном учреждении»

Направления психолого-медико-социального сопровождения учащихся:

ПМС сопровождение детей в массовых классах.

ПМС сопровождение детей, родители которых испытывают временные жизненные трудности (Проект «Социальная гостиная «Солнышко» - условие предупреждения депривации образовательного процесса.)

ПМС сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в образовании. ( Проект «Кайлас», «Образование для всех»)

ПМС сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в образовании призвано помочь ребёнку в ответах на вопросы: «Каким мне быть?», «Как мне жить?», «Как выстроить индивидуальный образ жизни?»

С сентября 2005 в школе работает инклюзивный класс 1б учитель Луцик Н.В. Класс создан а базе класса ЗПР

(проект Кайлас), где наряду с типичными детьми обучаются дети инвалиды с диагнозами:

РДА (ранний детский аутизм).

Два инвалида по соматическим заболеваниям.

Слабослышащий.

Для них были разработаны и утверждены на уровне учебных планов индивидуальные программы.

Успешно прошла  адаптация детей. Так как в классе имеются два ребёнка с тяжёлой инвалидностью, на уроках в течении года присутствовал воспитатель, что предусматривается условиями эксперимента

С 2005 года в нашей школе работает программа «Образование для всех». 1Б класс открыт в 2006г. на базе класса компенсирующего обучения, для того, чтобы обеспечить комфортные условия проживания совместной школьной жизни типичным детям и детям инвалидам. Наряду с типичными детьми в класс включены 2 ребёнка с умственной отсталостью.

Мировая практика показывает, что развитие детей, которые находятся на одном уровне, происходит медленнее, чем в классе с разным уровнем развития.
Также, чем старше по возрасту происходит интеграция, тем сложнее.

Мешают:
1.Отсутствие навыков общения.
2. Неадекватная самооценка.
3. Боязнь школы.
Поэтому включать детей с особыми образовательными потребностями к типичным сверстникам нужно как можно раньше.

Проект «Кайлас»

В классе 10 человек,       8 из которых обучаются по программе 7 вида,               2 человека, которые обучаются, по программе  8 вида.

В классе обучаются дети с различными проблемами:

Есть слабослышащий ребенок, девочка с тяжелой формой порока сердца, девочка с РДА,  дети с различными психофизическими нарушениями, 2 человека с умственной отсталостью.

Цель проекта:

Создание и практическая отработка модели класса, решающей проблему жизненной адаптации детей с особыми образовательными потребностями, обеспечивающей возможность их последующего полноценного образования, трудоустройства и общения.

Образовательная модель проекта:

Включающее образование детей по индивидуальным программам

ПМС сопровождение ребёнка по индивидуальной программе

Интегрированная система дополнительного и трудового воспитания

Позитивный опыт по реализации проекта «Кайлас»

Дети  активно участвуют в жизни школы и класса.

Принимают участие во всех мероприятиях, праздниках;

Не боятся, не комплексуют, умеют смело высказать свои пожелания.

На уровне своего класса умеют организовать мини – концерт и подготовить его;

Снизилось чувство тревожности у детей, которые пришли  во 2 класс в связи с отставанием в учебе;

Улучшилась адекватность самооценки, повысился личностный статус.

Снизилось число детей с нарушениями в  поведении;

Дети посещают социальную гостиную, где опытные педагоги помогают им адаптироваться не только в учебе, но и в жизни. В гостиную также ходят дети из других классов, что помогает социальной адаптации.

Интегрированное обучение слабослышащего ребенка и детей 8 вида обучения принесло огромную пользу этим

детям, так как у них появился опыт общения со сверстниками из массовых школ, улучшилась устная речь.

Дети учатся анализировать свои поступки, сравнивать их и давать им оценку;

Эмоциональное здоровьесберегающее пространство класса

На успеваемость ученика в школе значительно влияет коллектив учащихся класса. Творческая, дружная атмосфера, проникнутая товарищеской заботой учащихся друг о друге, способствует не только повышению успеваемости, но и благотворно влияет на формирование положительных черт характера учеников.

В 3 четверти 2 класса  поступили 2 человека из другой школы, которым надо обучаться по программе 8 вида, эти дети не читали, не писали, не знали букв.

При соответствующей организации обучения, где были созданы оптимальные условия для обучения и  развития личности, к концу 3 четверти эти дети начали читать, освоили письмо, глядя на других детей они начинали стараться. Научились просить помощи у более сильных ребят.

Результаты обучения по литературному чтению.

Назаровский Евгений (обучается по программе 8 вида) с трудом читал, читал заикаясь, смысл прочитанного не понимал. Благодаря коррекционным занятиям, которые с ним проводились 3 раза в неделю мальчик меньше заикается, читает по слогам и целыми словами, умеет рассказать о прочитанном.

Техника чтения Назаровского Евгения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Динамика  обучаемости Назаровского Андрея

Проводя анализ по четвертям у детей 8 вида (братья Назаровские) можно наблюдать положительную динамику у Назаровского Андрея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Трудности в  реализации проекта «Кайлас»

Отсутствие системного подхода в работе с детьми с особыми образовательными потребностями:

малая информативность формулировки диагноза с точки зрения патогенеза, коррекции и прогноза;

Недостаточная психологическая грамотность педагогов школы.

психологическая неграмотность и некомпетентность родителей;

асоциальный образ жизни родителей;

низкая социальная защищённость детей;

несовершенство нормативно-правовой базы;

отсутствие новых стандартов образования, основанных на общественном договоре;

Недостаточное использование в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями методик в движении с помощью информационно-коммуникативных технологий.

Одной из задач программы развития школы, проекта «Кайлас» является разработка организационно-педагогических рекомендаций обеспечения ПМС сопровождения детей с особыми образовательными потребностями

С 2005 года нами разработаны и изданы:

1. Мониторинг: «Эффективность организации»

2. Методическое пособие для администраторов, психологов, социальных педагогов, учителей – предметников, воспитателей и всех заинтересованных работников образования

«Школа здоровья и толерантности. Организация и проведение мониторинга в современной школе».Авторы: Белова И.В., Миненко П.П., Нестеренко О.Б.

ХК ИППК ПК

Хабаровск 2005

2. «Школа – территория здоровья» психолого педагогическое и медико социальное  сопровождение развития ребёнка в образовательном процессе

П,П. Миненко и др.

Рецензенты:

И.В. Белова

О.Б.Нестеренко

Л.М. Житникова

ХК ИППК ПК

Хабаровск 2006

Инициативной группой учителей школы

Разработаны:

1.  «Проект требований к научным и методологическим основам ПП сопровождения учащихся с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении».

2.  «Диагностика и мониторинг детей в инклюзивном классе, в том числе детей с ограниченными возможностями в обучении»,

3. «Практический модуль психолого-педагогического и  сопровождения детей с ограниченными возможностями»

Учителем класса работающего по проекту «Кайлас» разработаны и используются:

1) Рекомендации для педагогов имеющих в классе детей с подобными проблемами или детей слабоуспевающих .

«Способы стимулирования учебной деятельности».

2. Методическая разработка по теме:      «Развитие  слухового

внимания  как  основа  предупреждения  дисграфии  и дислексии».

3. Методическая разработка по теме: «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе формирования вычислительных навыков»

4. Методическая разработка по теме: «Коррекционно-развивающие задачи на уроках математики, как средство повышения познавательной активности обучающихся в классах ЗПР»

5. Методическая разработка по теме:

«Особенности развития мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития».

Творчески, заинтересованно Луцик Надежда Валентиновна работает с детьми

Конечно при обучении детей с разными образовательными потребностями она, как педагог встречается с трудностями:

пришлось полностью изменить подготовку к урокам, построение урока строится сугубо индивидуально, дифференцированно;

например, урок математики   устный счет:

материал для устного счета, который  она готовит на доске, ей приходится делить на 3 группы:

1 группа - для детей с зпр, 2 группа - для детей с умственной отсталостью, 3 группа для ребенка с ранним детским аутизмом.

Возникают сложности при обучении девочки с РДА.

У  девочки  с диагнозом РДА, отягчённым соматической болезнью - бурная эмоциональная реакция на удачи и неудачи, на уроках сидит только с мамой. Очень тяжело привыкает, ко всему новому и любое отклонение от привычного ритма, даже от структуры урока может привести к бурной эмоциональной реакции.

Девочка из-за особенностей диагноза постоянно требует что бы руки были чем- то заняты. Приходится для этого ребенка всегда держать на столе мозаику, шнуровку, материал для конструирования и связывать использование этого материала с темой урока.

Например,  при изучении темы «Имя прилагательное», правило Надежда Валентиновна напечатала, сделала из текста правила мозаику и предложила ребёнку собрать правило, а потом его прочитать. Словарные слова ребенок изучает методом шнуровки.

Чтобы научить детей не боятся выступать, быть на виду, Надежда Валентиновна с учителем 2а класса (проект «Образование для всех») Безруких Еленой Владимировной один раз в неделю, проводят  театральные минутки.

Таким образом в нашей общеобразовательной школе происходит развитие специального образования в свете новых концептуальных подходов, одной из задач которых является интегративный подход, направленный на обучение и воспитание детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе.

Лента новостей

"БЕЛЫЙ ПАРОХОД" 2017 АВГУСТ: ПОЕЗДКА В МОСКВУ. 10 августа участники уникального музыкального благотворительного проекта «БЕЛЫЙ ПАРОХОД» - отправились в долгожданную поездку...
В разделе сайта "Конкурсы, олимпиады" вы можете найти информацию о 88 актуальных олимпиад по различным предметам. Перейти в раздел Скачать информацию (.docx...
30 января 2017 года «Хабаровский краевой институт развития образования» объявил краевой конкурс методического мастерства «Методический олимп» и пригласил участвовать в...
В очередной раз наша школа стала победителем конкурса на лучшее цветочное оформление, лучшее ландшафтное оформление территории и лучшую вертикальную композицию! Благодаря...
Управление образования администрации города Хабаровска информирует, что Министерством образования и науки РФ в рамках реализации подпрограммы «Повышение престижа профессии педагога»...