ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО _ ЛИЧНОСТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НУРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ И ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .

(  Выступление на педагогическом совете Канылиной Т.П. – учителя технологии).

               «Кто не думает о далёком будущем, тот его не имеет» - говорили древние. А наше будущее -  в образовании. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Обществу и экономике требуются специалисты, обладающие не только глубокими знаниями, профессиональными навыками, но и определёнными личными качествами, такими как:

1        - самостоятельность мышления

2        - творческая активность

3         - готовность к непрерывному образованию и самообразованию   

          «Не бери знающего и опытного, а бери мобильного и гибкого», -  вот популярный тезис нашего времени.           

            Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания, с точки зрения запросов рынка труда устарела. Нынешним школьникам свойственны прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость, а это требует применения педагогами новых подходов и методов при взаимодействии с учащимися. Образование сейчас должно быть нацелено на формирование  у учеников компетенций, которые помогут им в современных экономических условиях приобретать гибкие, мобильные знания, а также умение применять их в нетипичных ситуациях для того, чтобы быть успешным в жизни, быть готовым к самоопределению. Большинство ключевых компетенций реализуется на уроках технологии, например:

          - коммуникативные - очень ярко проявляются при кулинарных работах, когда формируются бригады, распределяются обязанности между членами бригад, где приветствуется умение красиво сервировать стол, разложить салфетки и приборы, знание этикета, умение общаться между собой.

         - культуроведческая - выполнение эскизов при изучении элементов русского национального костюма, одежды малочисленных народов Приамурья, приготовление национальных блюд Китая, Кореи.

         - информационные - часто используем  при создании творческих проектов –это умение пользоваться компьютерными технологиями, поиск информации для подготовки сообщений. 

        Учитель не сможет построить свою работу на уроке в русле личностно -ориентированного подхода, не зная психологических особенностей учеников. Ведь дети очень разные. Один очень активно работает на уроке, другой знает ответ, но боится отвечать, у одного проблемы с дисциплиной, у другого со слуховой памятью и.т.д. То есть учитель должен строить свою работу, изучая своих учеников, изучая их личности. Ведь личность – это своеобразный закон устройства человеком собственного бытия, поведения и отношений с миром. А как известно, развивающий воспитательно – образовательный процесс требует , чтобы личностью стал, прежде всего, сам учитель. Его отношения с детьми должны строиться на основе личностного, а не формально – делового подхода. Учитель просто обязан обеспечить на уроке приток свежих сведений из самых различных источников; даст совет, что прочитать, посмотреть, услышать, предоставить желающим возможность дополнить учительское повествование и поощрить их за это более высокой оценкой, он никогда не добьётся успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви.  А ученик, в свою очередь , имеет право на поиск, ошибку и маленькие творческие открытия.

             Преподавание технологии открывают для меня дополнительные возможности влиять на личностное самосовершенствование учащихся, формировать личностные компетенции, развивать их. В своей работе я использую как традиционные формы обучения и воспитания, так и новые технологии: проектную деятельность, нестандартные уроки (урок - семинар, урок - деловая игра и.т.д ). На этих уроках дети становятся зрителями, слушателями, участниками игры, что позволяет формировать личностные компетенции. На многих уроках очень хорошо прослеживаются склонности и способности детей. Например, на уроках по вышивке, все девочки 6 класса учились вышивать крестиком по канве. Принесли ткань, нитки мулине, схемы, посмотрели приёмы вышивки, начали работать. Семь человек справились с работой, одну вышивать так и не научила. Зато её способности проявились на уроках кулинарии, она была очень горда , когда все девочки хвалили её блюдо, ребёнок почувствовал свою успешность. Когда приходит новый 5 класс впервые в кабинет технологии, им всё интересно, глаза горят. Они пробуют один вид деятельности, другой и даже на этой стадии уже видно, кто из них действительно увлечётся в дальнейшем декоративно – прикладным искусством, а у кого другие интересы. В 9б классе в программе по технологии есть раздел «Основы предпринимательства» и «Профессиональное самоопределение». Как по - взрослому уже рассуждают эти дети, какой уже большой у некоторых жизненный опыт. А эти уроки позволяют им ещё лучше осознать свои склонности и способности, поверить в свою будущую хорошую перспективу  в жизни, а я рекомендую им учебные заведения для осуществления этих перспектив.

              Прекрасным средством для личностного самосовершенствования является внеклассная деятельность, а именно - занятие в кружках. Занятия в кружке декоративно – прикладного искусства играет существенную роль в творческом развитии ребёнка, в его эстетическом и трудовом воспитании. Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам ребёнка, удовлетворяют его тягу к знаниям, способствуют гармоничному развитию. Взяв в руки иголку и нитку, ребёнок испытывает радостное изумление, обнаруживая, что может создавать вещи, которые он и не представлял. Занятия декоративно – прикладным искусством дают ребёнку раскрыться как личность. Эти успехи рождают у детей уверенность в своих силах. Они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новым видом деятельности, у них не возникает желания заниматься пустым времяпрепровождением.

               Таким образом, личностно – ориентированное обучение играет важную роль в системе образования. Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление его самосознания, самореализации. Личностно -ориентированное обучение предполагает, что в центре обучения находится сам обучающийся – его мотивы, цели, т.е.ученик как личность.

               Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умения, касающиеся работы с информацией. Образование выходит на новую ступень. Способны ли мы вывести наших учеников на этот уровень?             

 

                                                                                   Канылина Т.П. – учитель технологии

2011 год

nbsp;nbsp;quot;;nbsp;

Лента новостей

Управление образования администрации города Хабаровска информирует, что Министерством образования и науки РФ в рамках реализации подпрограммы «Повышение престижа профессии педагога»...
ПЛАН работы МАОУ «СШ № 51» в период летних каникул 2017 года 1смена...
Расчет стоимости путевки в период летних каникул 2017 года...
Методические рекомендации...

Юбилей.

13.05.2017
Нашей школе в этом году исполнилось 65лет. В праздничном мероприятии приняли участие учителя школы, которые работают в школе сейчас и...