Диагностика универсальных учебных действий или влияние коммуникативной компетенции на развитие универсальных учебных действий

Коммуникативная компетенция – составляющая личностной компетентности так как

личностная компетентность состоит из:

- персональной (личностной) комптенции, которая рассматривается как готовность к сохранению психического и физического здоровья, к постоянному повышению квалификации и как потребность в самопознании, саморазвитии, самоактуализации. В ее состав входят: готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения;

-коммуникативной компетенции;

- информационной компетенции.

Формирование коммуникативной компетенции в универсальных учебных действиях проходит через групповые и парные формы работы. Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Без парной работы нельзя обойтись в развивающем обучении, так как, во-первых, это дополнительное мотивационное средство вовлечь детей в содержание обучения, а во-вторых, это возможность и необходимость органически сочетать на уроке обучение и воспитание, строить человеческие и деловые взаимоотношения детей. При работе в парах мы разучиваем, пересказываем, составляем план, объясняем, доказываем, обмениваемся опытом, сочиняем, решаем задачи, проверяем технику чтения, вычисления, выполняем письменные работы.

Галина Анатольевна Цукерман, доктор отмечает выраженные тенденции результатов комплексного обследования детей. Исследования выявили следующие группы детей с коммуникативными трудностями или неразвитой компетенцией:

1. Учащиеся с эмоционально-личностными нарушениями: они более замкнуты, менее ориентированы в коллективе, их энергоресурсы снижены. Более чем у половины этих детей доминируют отрицательные эмоции, отмечается повышенная тревожность

2. Отмечается тенденция роста детей с вербализмом. Эти дети часто оцениваются окружающими как "вундеркинды". Однако в процессе школьного обучения выявляется недостаточность развития их мышления, произвольности, познавательных мотивов. В конечном итоге это нередко приводит к неуспеваемости и конфликтам ребенка (а часто и его родителей) с социальным окружением.

3. Особую группу составляют учащиеся с выраженными особенностями восприятия и обработки информации. Их вербальные подструктуры не развиты, но маскируются разговорчивостью.

4. Учащиеся с индивидуально - типологическми свойствами: низкой общительностью, застенчивостью (генетические предпосылки и семейная характеристика).

Выявить эти группы помогают диагностирующие методики, направленные на изучение уровня коммуникативной компетенции на развитие универсальных учебных действий. В литературе такие методики иногда обозначают как «типовые задачи».

Я использовала   диагностическую методику «Рукавички» и выявила следующие результаты у детей 1а класса, учителем которого являюсь:

Низкий уровень: в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, каждый настаивает на своём

эгоцентрический тип (26% от общего числа школьников в классе) - Таких учащихся отличает низкий уровень успешности в общении при недостаточной популярности в группе сверстников. Учащиеся этой группы испытывают наибольшие трудности в развитии коммуникативных умений или компетенции, связанных с сотрудничеством и взаимодействием в группах

Средний уровень: сходство частичное – отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеют и заметные различия.

неуверенный тип (42%) - эти учащиеся имеют средний уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений или копетенций (умений отказывать, командовать, говорить перед классом и в свободном общении).

 

Высокий уровень: рукавички украшены одинаково или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла

дружелюбный тип (32%) - эту группу школьников отнесём к высокому уровню показатель дружелюбие, положительный социометрический статус в группе, высокий уровень удовлетворенности общением, высокий уровень успешности в общении и развитии большинства коммуникативных умений или компетенции, а также низкие или средние показатели неуверенности, эгоцентризма и эгоистических проявлений.

Моя задача на сегодня найти технологии, работая по которым я увеличу количество детей со средним и высоким уровнем за счёт низкого и среднего уровней.

Лента новостей

"БЕЛЫЙ ПАРОХОД" 2017 АВГУСТ: ПОЕЗДКА В МОСКВУ. 10 августа участники уникального музыкального благотворительного проекта «БЕЛЫЙ ПАРОХОД» - отправились в долгожданную поездку...
В разделе сайта "Конкурсы, олимпиады" вы можете найти информацию о 88 актуальных олимпиад по различным предметам. Перейти в раздел Скачать информацию (.docx...
30 января 2017 года «Хабаровский краевой институт развития образования» объявил краевой конкурс методического мастерства «Методический олимп» и пригласил участвовать в...
В очередной раз наша школа стала победителем конкурса на лучшее цветочное оформление, лучшее ландшафтное оформление территории и лучшую вертикальную композицию! Благодаря...
Управление образования администрации города Хабаровска информирует, что Министерством образования и науки РФ в рамках реализации подпрограммы «Повышение престижа профессии педагога»...