Личностная компетенция – ядро ключевых компетенций

С 2010 года коллектив школы  реализует проект «Построение системы управления качеством образования»

В русле проекта педагоги школы выполнили следующие задачи:

- Определение комплекса ключевых компетенций, как новых образовательных результатов учащихся.

- Выбор членами методических объединений одной или нескольких компетенций, за которые они берут ответственность по их реализации в учебном процессе.

- Конкретизация КК и определение комплекса входящих в них умений. Определение нескольких уровней владения КК.

- Выбор методов, способов, педагогических технологий для реализации КК, как образовательных результатов в учебном процессе на базе предметного материала.

- Выработка критериев и процедур оценивания ключевых компетенций в учебном процессе.

Теперь можно говорить о том, что учителя школы внедряют компетентностный подход к образованию, основными направлениями которого являются:

- обучаемость,

- самоопределение (самодетерминация), самоактуализация,

- социализация и развитие индивидуальности

Компетентности и компетенции –  это основные единицы качества образования, значит качество образования в нашей школе, можно отслеживать, измеряя

- информационную

- коммуникативную

 - корпоративную

- проектную компетенции,  над которыми работала школа 2010-2011 годы

Вспомним различия понятий компетенция и компетентность:

Компетенция (от лат. “Competeo” – добиваюсь, соответствую, подхожу) – это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен.

Компетентность – это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области.

Компетенция – это знакомый нам до боли набор ЗУНов, а компетентность – это качество владения ими, это то каким образом, компетенция проявляется в деятельности. Компетенции могут быть ключевыми, т.е. опорными наборами знаний, умений, навыков, качеств

С сентября 2010  педагогическое сообщество школы углубляет свою работу над внедрением компетентностного подхода в учебно-воспитательный процесс школы, работая над формированием личностной компетентности учащихся, которая является ядром ключевых компетенций.

Личностная компетенция понимается нами, как совокупность компетенций, относящихся к самому человеку как к лич­нос­ти и к взаимодействию личности с другими людьми, группой и обществом.

Это личностная зрелость, понимание человеком своей жизни и жизни вообще, понимание себя и других людей, умение уловить нюансы человеческих отношений, понять глубинные мотивы поведения, способность брать на себя ответственность за то, что происходит в жизни (достижения, неудачи и т.п.).

Существуют различные классификации ключевых компетенций, личностных компетенций. По одной из классификаций личностная компетентность состоит из следующих компетенций:

- Персональная (личностная), которая рассматривается как готовность к сохранению психического и физического здоровья, к постоянному повышению квалификации и как потребность в самопознании, саморазвитии, самоактуализации. В ее состав входят: готовность к самостоятельной работе, умение управлять своим временем, планировать и организовывать деятельность; готовность к постоянному саморазвитию, умение выстраивать стратегии личного и профессионального развития и обучения.

- Коммуникативная

- Информационная

Как говорилось выше,  коммуникативную и информационную компетенции мы рассматривали детально, узучали и демонстрировали их формирование на открытых уроках.

В начальной школе, основной школе, старшей школе формируются разные компетенции личностной компетентности. Остановимся на формировании компетенций в начальной школе:

Предполагается, что при формировании личностной компетенции в начальной школе у учащихся должны возникнуть следующие новообразования:

1) мотивационно-ценностные ориентации, формируемые на рациональном (познавательном), эмоциональном (чувственном) и действенном уровнях развития сознания и деятельности (осознанное принятие ценностей здорового образа жизни, сформированное чувство сопричастности к своей Родине, проявляемая в реальности готовность действовать в соответствии с моральным выбором и др.);

2) основы коммуникативных и др. специальных способностей;

3)  интеллектуальные, эмоционально-волевые и другие качества личности (доброжелательность, отзывчивость, инициативность и др.);

4) основные общеучебные умения и навыки (определяющие “способность учиться”);

5)   представления о моральных нормах, о своей стране - России и т.п. знания и  умения и навыки, являющихся результатом обобщения соответствующих предметных знаний, умения и навыки  в ходе урочной и внеурочной учебной или учебно-воспитательной деятельности;

6) Умения толерантно относиться к позиции собеседника, навыки совместной деятельности и т.п. знания, умения и навыки, имеющие общесоциальное значение;

 

Таким образом в начальной школе формируются следующие компетенции:

1) компетенции,  обусловливающие поведение младшего школьника в учебных и других делах;

2) компетенции, обусловливающие поведение младшего школьника во взаимоотношениях с людьми;

3) компетенции, обусловливающие оценку младшим школьником своего поведения

Каким образом возможно отследить появления этих трёх видов компетенций?   Метод наблюдения  поможет  увидеть,  как проявляются компетенции  в поведении детей начальной школы.

1) есть ли у детей способность к планированию своей деятельности (ребенок может самостоятельно намечать цель, выбирать целесообразные средства и пути достижения цели);

2) способность к прогнозированию своей деятельности (ребенок может оценить последствия своих действий, предвидеть возможные результаты своей деятельности);

3) способность к контролю своей деятельности (ребенок может соотнести цель и результат деятельности, установить ошибки, найти пути устранения трудностей);

4) способность к рефлексии (ребенок может анализировать собственные действия, чувства, способности и пр., способен взглянуть на себя со стороны);

5) способность контролировать свои эмоции (ребенок может управлять степенью выраженности эмоциональных реакций в соответствии с принятыми правилами поведения в учебных и других видах деятельности

 

Итак, предполагается, что в начальной школе формируются следующие социально-значимые личностные компетентности учащегося:

1) знания о нравственных нормах (в беседах с учителем ребенок показывает достаточных уровень знаний о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»);

—  2) знания о правилах и нормах поведения в учебных и других видах деятельности (в беседах с учителем ребенок показывает достаточных уровень знаний о том, как необходимо вести себя в различных ситуациях);

—  3) умение оценивать (ребенок способен раскрыть свое отношение к объектам действительности с помощью высказывания суждений и эмоциональных проявлений);

—  4) умение участвовать в совместной деятельности (ребенок способность учитывать особенности совместной деятельности, справедливо распределять работу, при необходимости подчиняться или выступать в качестве лидера).

Личностная  компетентность  младшего школьника, как готовность к соблюдению норм и правил поведения в школе, к выполнению требований учителя внутриличностно определяется наличием у ребенка нескольких различных компетенций: ответственность, сила воли, умение контролировать свои эмоции, сформированность знаний и представлений о нормах и правилах поведения на уроке и переменах

По - другому происходит формирование личностной компетентности   у подростков. Отличающаяся физиология, формировании отличных от начальной школы психофизических качеств определяет необходимость формирования следующих знаний, социальных умений и навыков:

—  знаний о социальной действительности и себе,

—  сложных социальных умений и навыков взаимодействия

—  сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих:

—  быстро и адекватно адаптироваться,

—  принимать решения со знанием дела

—   учитывая сложившуюся конъюнктуру

действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом»

Личностная компетентность  подростков реализуется через

—  социальное обучение

—  просвещение

—  участие в преобразовании действительности

—  воспитательный процесс

Т.В. Разумовской описано шесть моделей развития личностной компетентности подростков.

На мой взгляд интерес представляет

Нидерландская модель развития личностной компетентности

Модель опирается на понимание компетентности как обладания человеком достаточным объемом навыков, с помощью которых он может адекватным образом выполнять возрастные задачи, стоящие перед ним в повседневной жизни. При этом задачи – это то, с чем сталкивается человек в своих взаимодействиях с социумом. Применительно к подросткам они выглядят следующим образом

—  рост независимости по отношению к родителям (воспитателям)

—  умение пользоваться самостоятельно средствами инфраструктуры

—  делать выбор, обеспечивающий собственную безопасность и безопасность для других

—  предвидеть возможные последствия собственных действий и поведения

—  поддерживать социальные контакты

—  подчиняться правилам, установленным в социуме

Решаются выше обозначенные задачи путем специального социального обучения, соответственно логике движения от обратной связи к инструкции, показу, управлению

Необходимо  школе иметь программы социально-педагогического вмешательства на проблемных подростков, которые предусматривают:

—  установление контакта;

—  достижение соглашения;

—  включение в продуктивную творческую и развивающую деятельность в составе различных групп (обучения, в которых идет целенаправленный процесс формирования недостающих социальных навыков; отдыха, позволяющие создавать условия для снижения напряжения, для релаксации, дополнительного развития жизненно важных навыков; социализации, в которых происходит научение (освоение) новым социальным ролям, создаются условия для изменения ролевого поведения, усваиваются новые способы возрастного взаимодействия; коррекции, в которых ориентируются на расширение индивидуального опыта и его уточнение, развитие рефлексивной деятельности .

Лента новостей

"БЕЛЫЙ ПАРОХОД" 2017 АВГУСТ: ПОЕЗДКА В МОСКВУ. 10 августа участники уникального музыкального благотворительного проекта «БЕЛЫЙ ПАРОХОД» - отправились в долгожданную поездку...
В разделе сайта "Конкурсы, олимпиады" вы можете найти информацию о 88 актуальных олимпиад по различным предметам. Перейти в раздел Скачать информацию (.docx...
30 января 2017 года «Хабаровский краевой институт развития образования» объявил краевой конкурс методического мастерства «Методический олимп» и пригласил участвовать в...
В очередной раз наша школа стала победителем конкурса на лучшее цветочное оформление, лучшее ландшафтное оформление территории и лучшую вертикальную композицию! Благодаря...
Управление образования администрации города Хабаровска информирует, что Министерством образования и науки РФ в рамках реализации подпрограммы «Повышение престижа профессии педагога»...