Конспект урока по чтению во 2-ом классе по теме: «В.Ю. Драгунский « Друг детства»»



Тема: В.Ю. Драгунский « Друг детства»

Цели урока:

педагогические: создать условия:

  • для формирования общеучебных умений осознанного, правильного чтения; умения аргументировать свой ответ, перечитывания разных фрагментов текста с целью выявления развития сюжета;
  • для развития умений вести дискуссию, анализировать текст;
  • для воспитания внимательного отношения к герою художественного текста и человеку в окружающем мире, формирования нравственных качеств, ценностей детства, основ развития личности, преданность в дружбе.

образовательного процесса:

  • формирование в учащихся читателя – исследователя.

 

 

Оборудование: учебник « Родная речь 3 класс», 2 часть. Автор: Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.

 

 

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Речевая разминка

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.

  1. 1. Верному другу цены нет.
  2. 2. Дерево держится корнями, а человек – друзьями.
  3. 3. Старый друг лучше новых двух.
  4. 4. Всякий избирает друга по своему нраву.

а)   Чтение вслух.

б)   Объяснение смысла

в)   Чтение с разной интонацией:

  • Радостно
  • Грустно
  • Как медведь
  • Как мышка

- Что объединяет все пословицы? (они о верном друге)

 

3. Введение в тему: (на доске)

Друг – это тот, кто ………….

- Закончите эту фразу.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.

- Определите автора. ( Раздать листочки с буквами)

Приём: исключение повторяющихся букв (индивидуально)

АВНИАКНТОСРС

ЦЮЪЗЯЕЦФЪОЯВКИЧК

ЩДОРЩАХГОУЯНХСЯКЭИЭЙ

- Кто автор произведения? (Виктор Юзефович Драгунский) портрет

- Что вы знаете об авторе?

 

  • Детство и юность пришлись на трудные годы. В 16 лет юноше пришлось пойти работать на завод, он   шил конскую сбрую в шорной мастерской, перевозил пассажиров на лодке через Москву – реку.
  • Но он всегда мечтал о театре и всё таки стал актёром. Это не помешало ему стать ещё и замечательным писателем. Он писал различные произведения, но за ним прочно закрепилось звание детского писателя, после создания книги «Денискины рассказы». В этой книге 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской Кораблёвым.

 

- Вспомните, какие рассказы Виктора Драгунского вы читали? («Девочка на шаре», «Заколдованная буква», «Он живой и светится»и другие)

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним из его рассказов из серии «Денискины рассказы».

 

- Определите название рассказа. (приём антиципации гласных)

Работа в парах.

- Подставьте недостающие гласные и определите название.

Д Р . Г       Д . ТСТВ .

 

Физкультминутка.

 

4.Словарная работа

Чтение по слогам и целыми словами хором

СОВЕРШЕННО             АСТРОНОМ             ПРИСПИЧИЛО

ОБЫКНОВЕННУЮ             ТРЕНИРОВАТЬСЯ

УТИЛЬ (СТАРЫЕ НЕНУЖНЫЕ ВЕЩИ)

 

5.Первичное чтение

- Внимательно послушайте наших учеников и подумайте почему автор так озаглавил свой рассказ ?

- Кто был другом Дениски?

 

6.Чтение с комментированием.

Чтение по логически законченным частям, комментирование содержания.

 

Чтение 1 части. Чтение «цепочкой».

- Сколько лет было Дениске? ( 6 или 6,5 лет)

- О чём не знал Дениска в этом возрасте? (кем же в конце концов буду на этом свете)

- Как относился он ко всем окружающим его людям и их работе? Зачитайте предложение. ( Люди вокруг очень нравились и все работы тоже)

- Кем хотелось стать Дениске? (астрономом, капитаном дальнего плавания, боксёром)

- Почему он так часто менял свои будущие профессии? (не мог определиться, что ему больше нравится)

- Почему он мечтал стать астрономом? (хотел наблюдать за звёздами)

- А почему ему хотелось стать капитаном дальнего плавания?(Много путешествовать, повидать разные страны)

- Почему, как вы думаете, он решил стать боксёром?(быть сильным, защищать себя)

- Зачем ему понадобилась обыкновенная кожаная боксёрская груша?(тренироваться, отрабатывать удар)

- О чём главном мы сейчас говорили?(о выборе профессии)

- Подберите заголовок к первой части. (на доске названия частей)

Выбор профессии.

Чтение 2 части.

- Как папа отнёсся к просьбе сына?

- Как вы понимаете слова «спятил», «перебейся»?

- Почему папа так отнёсся к просьбе сына?

- Почему Дениска обиделся на папу? Прочитайте эти слова. (отказал со смехом)

- А сейчас о чём главном мы говорили? (об отказе папы)

- Подберите заголовок к первой части. (на доске названия частей)

Отказ папы.

Чтение 3 части.

Прочитайте отрывок «цепочкой» и подберите заголовок.

- Что заметила мама? (что Дениска обиделся на папу)

- Что придумала мама? Прочитайте. (И она наклонилась и вытащила из – под дивана большую плетёную корзину…)

- Что увидел мальчик в этой корзине?( старый трамвайчик…)

- Почему Дениска назвал содержимое корзины игрушечным утилём? (старые игрушки, которыми он уже не играл)

- Что же искала мама среди старых игрушек? (здоровущего плюшевого мишку)

- Почему мама решила, что именно мишка может заменить Дениске боксёрскую грушу? Прочитайте предложения. («Живот какой толстый! Ишь как выкатил!»)

- Как отнёсся Дениска к маминому предложению? (модели на доске)

ПОМОГАЛ           ОБРАДОВАЛСЯ

- Для чего же понадобился мишка Дениске? Зачитайте. (развивать силу удара)

- А сейчас о чём главном мы говорили? (о помощи мамы)

- Подберите заголовок.

Помощь мамы.

Физкультминутка.

Чтение 4 части.

Прочитайте отрывок «цепочкой» и подберите заголовок.

 

- Найдите слова, которыми описывается мишка.(модель) Дети   находит слова, зачитывают, а на доске появляется слово.

 

ЗДОРОВУЩИЙ     ПЛЮШЕВЫЙ         ШОКОЛАДНОГО ЦВЕТА

ЗДОРОВО ОБЛЕЗЛЫЙ                       РАЗНЫЕ ГЛАЗА

ЗАБАВНАЯ МОРДОЧКА

БАРХАТНЫЕ   ТВЁРДЕНЬКИЕ   УШКИ

-Почему автор использовал для описания слова «шоколадный», «облезлый»?

- Что вспомнил Дениска, когда разглядывал мишку? Зачитайте. (не расставался, сажал рядом обедать, кормил с ложки манной кашей, укладывал собой спать…)

- Как он относится к мишке? ( как к младшему братишке, как к лучшему другу)

- Что значит «любил всей душой»?( модель на доске )

 

ЛЮБИЛ ВСЕЙ ДУШОЙ       НЕ   РАССТАВАЛСЯ

НАСТОЯЩИЙ ДРУГ ДЕТСТВА

 

- Почему автор использует такую форму слова: здоровущий, но всё таки мишка, а не медведь? (ласково, с любовью)

- О чём думал мальчик, глядя на сидящего перед ним мишку?(Вот он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара…)

- Почему мишка « смеётся разными глазами»? (другой от пуговицы наволочки)

- «Я любил тогда». Когда? (когда был совсем маленький)

- Как называет Дениска мишку? («бывший, самый лучший друг, настоящий друг детства»)

- А сейчас о чём главном мы говорили? (о друге детства)

 

- Подберите заголовок.

Друг детства.

 

 

Чтение 5 части.

Дочитайте эту часть до конца рассказа и подберите заголовок.

- Дениска продолжал рассматривать своего друга детства, представил, для чего достали эту игрушку.

- Какие чувства возникли в душе у Дениски?

- Обратила ли мама внимание на состояние сына? (да, спросила что с ним)

- Зачем он молчал, задрав голову к потолку?

- Для чего автор использует выражения «слёзы вкатились обратно», «скрепился немного»?

- Что произошло с Дениской, когда он «скрепился немного»? (принял решение)

- Почему мальчик переспросил маму? (показать, что задумался и не услышал её вопроса)

- Почему он раздумал быть боксёром?

- Станет ли Дениска настоящим другом для кого – нибудь? Почему?

 

- А сейчас о чём главном мы говорили? (о чувствах мальчика)

- Подберите заголовок.

Чувства Дениски.

 

Итог:

- Давайте ещё раз вернёмся к началу урока. Что вы теперь сможете добавить:

ДРУГ – ЭТО ТОТ, КТО ……..

- КТО ИЗ ВАС МОЖЕТ НАЗВАТЬ СЕБЯ ДРУГОМ?

- Какое главное слово рассказа, на ваш взгляд? (дружба друг)

 

 

Домашнее задание:

- Прочитать рассказ В. Драгунского «Друг детства», пересказать от лица героя.

- Нарисуйте мишку, каким вы его представляете по описанию В. Драгунского.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лента новостей

"БЕЛЫЙ ПАРОХОД" 2017 АВГУСТ: ПОЕЗДКА В МОСКВУ. 10 августа участники уникального музыкального благотворительного проекта «БЕЛЫЙ ПАРОХОД» - отправились в долгожданную поездку...
В разделе сайта "Конкурсы, олимпиады" вы можете найти информацию о 88 актуальных олимпиад по различным предметам. Перейти в раздел Скачать информацию (.docx...
30 января 2017 года «Хабаровский краевой институт развития образования» объявил краевой конкурс методического мастерства «Методический олимп» и пригласил участвовать в...
В очередной раз наша школа стала победителем конкурса на лучшее цветочное оформление, лучшее ландшафтное оформление территории и лучшую вертикальную композицию! Благодаря...
Управление образования администрации города Хабаровска информирует, что Министерством образования и науки РФ в рамках реализации подпрограммы «Повышение престижа профессии педагога»...