Белова Ирина Валентиновна,

директор МАОУ «СШ №51»

 имени Михаила Захаровича Петрицы

 

Индивидуальный образовательный  маршрут учащегося с задержкой психического развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка индивидуального образовательного маршрута для включения ребёнка с ЗПР   вобщеобразовательное учреждение  является условием его адаптации в  данную среду. 

 См. также по теме:

 Где учиться особому ребенку?

  Адаптивная школа - опыт МАОУ "СШ№51"

  Практический модуль психолого-педагогического сопровождения детей в инклюзивных классах

 

Для определения образовательного маршрутанеобходимо руководствоваться особенностями психического и физического развития ребёнка, уровнем развития его познавательной, регуляторной и эмоциональной сфер, особенностями его поведения. Кроме того, при разработке индивидуального образовательного маршрута ребёнка с ОВЗ учитываются условия, при которых этот маршрут будет реализовываться.

 Условия реализации образовательного маршрута делятся на три вида: средовые условия, содержательные условия, организационные условия.

Средовые условия  для детей с ЗПР  это наличие подобранных элементов безбарьерной среды,  в том числе интерактивное оборудование, другие электронные и иные приспособления, облегчающие коммуникацию,  а также включение  информационных
технологий, расширяющих рамки имеющихся у обучающегося возможностей, либо компенсирующие их.

Содержательные условия для детей с ЗПР составление адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Обучение детей с ЗПР возможно по двум вариантам А и Б.

По варианту 7.1.А  (первый вариант образовательной программы) может обучаться ребёнок с ЗПР достигший к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, и имеющие положительный опыт общения со сверстниками без ограничений здоровья,  предполагается получение им образования сопоставимого с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде, и в те же календарные сроки. Именно такое образование и будет истинно инклюзивным. Такой ребёнок будет обучаться по основной общеобразовательной программе, а при необходимости по индивидуальному учебному плану. Обязательна к применению программа коррекционной работы направленная на коррекцию задержки психического развития детей и оказания помощи в освоении основной образовательной программы.  Эта программа по содержанию идентична индивидуальному образовательному маршруту.
По варианту 7.2. Б (второй вариант образовательной программы) может обучаться ребёнок,  способный получить образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные  сроки, за счёт увеличения на год обучения в первом классе, и увеличения на год обучения в основной школе.  Образование такой ребёнок может получать
как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность

Организационные условия для детей с ЗПР  представляют собой  систему сопровождения, которая способствует реализации указанных условий, включая составление расписания занятий и коррекционных мероприятий с учетом особенностей ребенка, в том числе и специфики его операциональных характеристик деятельности (темпа, работоспособности, продуктивности деятельности и т.п.). Причем подобные организационные условия должны быть определены независимо от того, находится ребенок в специальном (коррекционном) или массовом общеобразовательном учреждении, реализующем инклюзивную практику.

Педагоги, реализующие ПКР  по варианту А должны иметь соответствующую квалификацию и уровень образования. Они могут работать в ОО, где обучается ребенок с ОВЗ, а так же  в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.  Для варианта Б необходимо  также проведение специальной работы, направленное на постепенное, планомерное расширение и углубление социального опыта детей с ЗПР.

Для обучения детей с ЗПР по варианту А берутся  типовые программы для общеобразовательных учреждений - 1-4 кл.  авторы В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Т.Г. Рамзаева, Л.Ф.Климанова, Н.Н.Светловская, О.В.Джежелей, М.И Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова);

Для обучения детей с ЗПР по варианту Б  используются программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития (Е.А.Екжанова, Г.М.Капустина, Ю.А.Костенкова, Т.В.Кузмичева, Е.Б.Новикова, Е.Н.Морсакова, Р.Д.Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г.Шевченко);

Для ребёнка с ЗПР , обучающегося по варианту А предусмотрено право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой
аттестации в иных формах.  Для ребёнка с ЗПР , обучающегося по варианту Б  по завершению освоения программы определенного уровня, обучающиеся получают документы, предусмотренные
законодательством  по итогам промежуточной и/или итоговой аттестации.

 Также эти учащиеся имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах.

Прерогатива разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ принадлежит школьному консилиуму.  Необходимо знакомство с семьёй ребёнка, которое уточнит сведения о ребёнке.  Учитываются  также рекомендации  ПМПК.  В маршруте указываются учитель ребёнка, школьные специалисты сопровождения, а также сетевое взаимодействие со специалистами других организаций, прописываются образовательные цели на выбранный период школьной жизни, режим пребывания (с группой продлённого дня или без неё). Тщательно подбираются и обосновывается необходимые средовые условия.  При  разработке организационных условий прописываются направления, задачи, формы работы, график работы специалистов, критерии достижений, сетевое взаимодействие.

При разработке содержательных условий  прописываются задачи по предметным областям, формы организации учебной деятельности, аттестации, показатели достижений,  направления и задачи формирования жизненных компетенций, показатели и формы оценки достижений.

Индивидуальный образовательный  маршрут учащегося с задержкой психического развития

  1. Общие сведения о ребёнке и семье

Рекомендации ПМПК                    ________________________________________________________________

Учитель ФИО                                 ________________________________________________________________

Специалисты сопровождения       ________________________________________________________________

Цели на период                              ________________________________________________________________

Режим пребывания ребёнка в ОО ________________________________________________________________

  1. Создание «безбарьерной» среды

Оборудование рабочего места        _______________________________________________________________

Другое                                              ________________________________________________________________

  1. Психолого - педагогическое сопровождение

Направления                                    ________________________________________________________________

Задачи                                               ________________________________________________________________

Формы                                               ________________________________________________________________

График работы специалисто           ________________________________________________________________

Критерии достижений                       ________________________________________________________________

Междисциплинарное взаимодействие ______________________________________________________________

  1. Организация освоения образовательной программы

Задачи по предметным областям __________________________________________________________________

Формы организации учебной деятельности и контроля _______________________________________________

Показатели достижений _________________________________________________________________________

  1. Формирование жизненной компетентности

Направление и задачи ___________________________________________________________________________

Формы деятельности ____________________________________________________________________________

Показатели и формы оценки достижений ___________________________________________________________

Список литературы

            1. Проект Федерального Государственного образовательного стандарта для детей с задержкой психического                 развития.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.:, 2-е изд., испр. М.: Изд. центр «Академия», 2004.

3. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003.

4. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л.И. Белякова и др. / под ред. Н.М. Назаровой. М.: Изд. центр «Академия», 2001.

Лента новостей

Управление образования администрации города Хабаровска информирует, что Министерством образования и науки РФ в рамках реализации подпрограммы «Повышение престижа профессии педагога»...
ПЛАН работы МАОУ «СШ № 51» в период летних каникул 2017 года 1смена...
Расчет стоимости путевки в период летних каникул 2017 года...
Методические рекомендации...

Юбилей.

13.05.2017
Нашей школе в этом году исполнилось 65лет. В праздничном мероприятии приняли участие учителя школы, которые работают в школе сейчас и...